Часто задаваемые вопросы

В помощь к изучению и применению Земельного Кодекса Республики Казахстан

  1. Как и кем осуществляется перевод земель из одной категории в другую?

    Земельный фонд РК в соответствии с целевым назначением подразделяется на категории (земли сельскохозяйственного назначения, населенных пунктов, промышленности и т. д.) и используется в соответствии с установленным для них целевым назначением.
    Отнесение земель к категориям, а также перевод земель из одной категории в другую в связи с изменением их целевого назначения производится госорганами в пределах их компетенции (ст. 1.2).

  2. В чьей собственности находится земля в РК?

    Земля в РК находится в государственной собственности. Земельные участки могут находится также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах установленных законодательством (ст. 3).

  3. Каковы принципы и задачи земельного законодательства в РК?

    Земельное законодательство РК основывается на следующих принципах:

    • целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости территории РК;
    • сохранения земли как природного ресурса;
    • охраны и рационального использования;
    • обеспечения экологической безопасности;
    • целевого использования;
    • приоритета земель сельскохозяйственного назначения;
    • обеспечения информацией о состоянии земель и ее доступности;
    • государственной поддержки мероприятий по использованию и охране земель;
    • предотвращения нанесения ущерба земле или устранения его последствий;
    • платности использования земель.
    Отсюда задачи: установление оснований, условий и пределов возникновения, изменения и прекращения прав собственности на земельный участок и права землепользования; порядка осуществления прав и обязанностей собственников и пользователей; регулирование земельных отношений, воспроизводства плодородия почв, охрана земель, укрепление законности и т. д. (ст. 4,5).

  4. Что означает зонирование земель и кто его проводит?

    Зонирование – это определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования.
    Организацию зонирования на определенном уровне осуществляют соответствующие исполнительные органы, проекты зонирования утверждают представительные органы. Целевой режим использования территории определенный при зонировании и утвержденный в указанном выше порядке является для субъектов земельных правоотношений обязательным. Осуществляется эта работа за счет средств местного бюджета (ст.8).

  5. Какие платежи за землю в РК, а также их базовые ставки?

    Во-первых, земельные участки, находящиеся в собственности, постоянном землепользовании или первичном безвозмездном временном землепользовании, облагаются земельным налогом.
    Во-вторых, за земельные участки, предоставленные государством во временное возмездное землепользование (аренду) взимается плата за пользование.
    Предоставление земельных участков из госсобственности в частную производится на возмездной основе путем продажи единовременно, либо в рассрочку по решению исполнительного органа, за исключением случаев, когда земельный участок предоставляется в собственность на безвозмездной основе (собственникам жилых помещений, ИЖС., садоводства, дачного строительства и др.).
    Плата исчисляется на основе кадастровой (оценочной) стоимости, рассчитываемой по базовым ставкам с применением поправочных коэффициентов. В свою очередь базовые ставки устанавливаются Правительством Республики Казахстан (не ниже ставок земельного налога) (ст. 9,10).

  6. Какова компетенция акимов поселков, сельских округов?

    К их компетенции законодательство относит:

    • предоставление земельных участков в частную собственность и землепользование за исключением вопросов, находящихся в компетенции областных, районных, городских исполнительных органов;
    • внесение предложений в районный (городской) акимат по вопросу изъятия, в том числе путем выкупа земельных участков для государственной надобности;
    • другие вопросы их компетенции (ст. 19).
  7. Как исполнять (ст. 19) если границы населенных пунктов в натуре не установлены?

    Границы (черта поселков и аулов сел) устанавливаются и изменяются совместным решением районных (городских) представительных и исполнительных органов. На основании чего принимается решение об установлении ее (границы, черты) в натуре (ст. 19,108).

  8. Когда и как возникает право собственности на земельный участок?

    Право собственности возникает путем:

    • предоставления права собственности;
    • передачи права собственности;
    • перехода права собственности (наследование и др.);
    На основе:

    • актов госорганов;
    • гражданско-правовых сделок;
    • иных оснований, предусмотренных законодательством РК (ст. 20-23).
  9. Возникновение права собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

    Земельные участки сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной собственности, могут предоставляться физическим и юридическим лицам на праве землепользования или на праве частной собственности, причем во втором случае предоставляются гражданам РК для ведения крестьянского(фермерского) хозяйства и негосударственным юридическим лицам РК для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения.
    Предоставление права частной собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения осуществляется на плановой основе.
    Граждане и негосударственные юридические лица могут приобрести право частной собственности на земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, по цене, равной кадастровой (оценочной стоимости), по льготной цене (устанавливается Правительством РК).
    Лицо, полностью внесшее плату за приобретение права частной собственности на земельный участок, имеет право на совершение любых видов сделок с земельным участком, не запрещенных законодательством РК. Льготное приобретение дает аналогичное право по истечении 10 лет с момента госрегистрации права частной собственности на земельный участок (ст. 24).

  10. Как реализуется право государственной собственности?

    Земельные участки могут быть:

    • проданы или переданы безвозмездно в частную собственность;
    • предоставлены в постоянное или временное землепользование;
    • реализованы в иных правовых формах и случаях, предусмотренных законодательством РК (ст. 27).

  11. Как осуществляется предоставление и передача права землепользования?

    Предоставление права землепользования означает наделение лица правом землепользования непосредственно государством, производится на основании решения исполнительного органа в соответствии с его компетенцией.
    Передача права землепользования означает наделение лица правом землепользования другим землепользователем, которая производится на основе гражданско-правовых сделок, также на этой основе производится и отчуждение права землепользования (ст. 32, 33).

  12. Что означает служебный земельный надел?

    Это является особой разновидностью временного долгосрочного безвозмездного землепользования. Перечень категорий работников, имеющих право на служебный земельный надел, устанавливается Правительством РК.
    Служебный земельный надел относится к вторичному временному безвозмездному землепользованию и предоставляется на период работы, в связи с которой он выделен. Служебный земельный надел сохраняется за рядом категорий работников (пенсия, служба в армии, семьи погибших и др.). Свершение каких-либо сделок в отношении права землепользования служебным земельным наделом не допускается (ст. 41).

  13. Каков порядок предоставления права на земельный участок?

    Предоставление права на земельный участок из земель, находящихся в госсобственности, производится в следующей последовательности:

    • возбуждение ходатайства;
    • предварительный выбор;
    • разработка и утверждение землеустроительного проекта;
    • принятие решения местного исполнительного органа;
    • установление границ земельного участка на местности;
    • изготовление и выдача документов, удостоверяющих право на земельный участок;
    • госрегистрация прав (ст. 43-46).

  14. Каковы нормы предоставления земельных участков в частную собственность бесплатно?

    • для ведения личного подсобного хозяйства (включая приусадебный и полевой наделы) в сельской местности – 0,25 га на неорошаемых и 0,15 га на орошаемых землях;
    • для индивидуального жилищного строительства – 0,10 га;
    • для садоводства, а также дачного строительства – 0,12 га.
    Повторное бесплатное предоставление земельных участков для указанных целей не допускается (ст. 50).

  15. Что означает общая собственность на земельный участок или общее землепользование?

    Это земельный участок, находящийся в собственности двух или более лиц и принадлежит им на праве общей собственности. Он может находиться в общей собственности с определением доли каждого или без таковой.
    Порядок пользования таким участком определяется договором между участниками общей собственности (общего землепользования). Соглашение участников о порядке пользования земельным участком подлежит госрегистрации (ст. 53-54).

  16. Каков порядок определения земельной доли в общей долевой собственности?

    Если размеры земельных долей участников общей долевой собственности (общего долевого землепользования) на участок не могут быть определены на основании законодательства РК и не установлены соглашением всех участников, земельные доли считаются равными.
    Соглашением же всех участников может быть установлен порядок определения и изымания их земельных долей в зависимости от вклада каждого из них в приобретение и освоение общего земельного участка (ст. 56).

  17. Может ли осуществлен раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности (землепользовании)?

    Может при условии предварительного определения земельной доли каждого участника. Если земельный участок признан неделимым, его раздел и выдел из него земельной доли в натуре не допускается (ст. 57-59).

  18. Каков правовой режим общей собственности супругов на земельный участок?

    Он определяется в соответствии с нормами, предусмотренными гражданским и брачно-семейным законодательством, регулирующим имущественные отношения между супругами. Земельные участки и дом, принадлежащие супругам до вступления в брак, а также полученные ими в порядке наследования в дар, находятся в собственности каждого из них. Они могут быть признаны совместной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этих участков, если другое не предусмотрено договором между супругами (ст. 60).

  19. Каковы права на земельный участок жильцов многоквартирного дома?

    Данный земельный участок является общей долевой собственностью собственников помещений, находящихся в составе объекта кондоминимума. Деление этого участка допускается, но с письменного согласия всех участников кондоминимума. Переход права собственности на квартиру (помещение) к другому лицу влечет переход к приобретателю квартиры (помещения) соответствующей доли в праве на земельный участок (ст. 62).

  20. Сервитуты, их регистрация и прекращение

    Сервитут или право ограниченного целевого использования чужим земельным участком может возникать:

    • непосредственно из нормативно-правового акта;
    • на основе договора между заинтересованными сторонами;
    • на основе акта местного исполнительного органа;
    • на основании решения суда.
    Действие сервитута прекращается в результате отказа правообладателя, длительного неиспользования (три года), истечения срока, на который он был установлен, на основании соглашения сторон, решения суда и др. Возникновение, изменение и прекращение сервитута подлежит государственной регистрации в правовом кадастре. Не подлежат регистрации те сервитуты, которые возникают на основании нормативно-правовых актов (ст. 67-75).

  21. Залог – порядок и регистрация

    Предметом залога может быть земельный участок, принадлежащий залогодателю на праве частной собственности или права землепользования. К залогу в данном случае применяются правила об ипотеке недвижимости.
    Для залога земельного участка или права землепользования залогодатель предоставляет залогодержателю:


    • документы, удостоверяющие право на земельный участок (акт …);
    • свидетельство о регистрации права на земельный участок;
    • письменное согласие участников общей совместной собственности;
    • акт кадастровой (оценочной) стоимости;
    • акт оценочной стоимости недвижимого имущества;
    • план границ земельного участка;
    • перечень всех известных залогодателю, к моменту заключения договора, прав третьих лиц на предмет ипотеки (права залога, пользования, аренды, сервитуты и др.);
    • другие материалы, необходимые для установления достоверных данных по земельному участку.
    Залог земельного участка или права землепользования подлежит государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом (ст. 76-80).

  22. Что может служить основанием прекращения права частной собственности на земельный участок или право землепользования?

    Права прекращаются при:

    • отчуждении земельного участка собственником или права землепользования землепользователем другим лицам;
    • отказ от права;
    • утрата права;
    • истечение срока;
    • досрочное прекращение аренды;
    • прекращение трудовых отношений (служебный надел) (ст. 76-80).

  23. Отказ, изъятие, выкуп

    Собственник или землепользователь могут отказаться от права собственности на принадлежащей ему земельный участок или от права землепользования, в порядке, установленном для прекращения договора аренды или договора о временном безвозмездном землепользовании.
    Земельный участок может быть изъят для государственных надобностей путем выкупа или обмена с возмещением убытков, кроме того для изъятия могут быть основанием нецелевое использование, использование с нарушением законодательства, конфискация (ст. 82-86).

  24. Как определяется цена за выкупаемый участок для государственных надобностей?

    Определяется соглашением сторон, в нее включаются рыночная стоимость земельного участка или прав землепользования на него, находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки в связи с утратой земельного участка.
    Цена за земельный участок сельскохозяйственного назначения (без учета убытков), приобретенного собственником у государства и выкупаемый для государственных надобностей, определяется в размере суммы, уплаченной государству. При неполной оплате суммы за земельный участок (без учета убытков), проданный государством в рассрочку, и при выкупе его для государственных надобностей цена земельного участка определяется в размере выплаченной государству суммы (ст. 87).

  25. Каковы ограничения при изъятии земель?

    Это касается орошаемых сельскохозяйственных угодий, земель опытных полей НИИ и учебных заведений, лесного и водного фондов, биологического и ирригационно-мелиоративного, рыбохозяйственного профиля (ст. 90).

  26. Что представляет собой временное изъятие?

    В случае стихийных бедствий, режима военного положения, аварий, эпидемий, эпизоотии и иных чрезвычайных ситуациях земельный участок в интересах общества по решению местных исполнительных органов может быть временно изъят у собственника или землепользования с возмещением ему убытков. Оценка, по которой компенсируются убытки может быть оспорена в судебном порядке (ст.91).

  27. Каков принят порядок при переводе сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой?

    Необходимость перевода может обосновываться природными факторами, экономической целесообразностью. Основанием могут служить – ходатайство собственника или землепользователя, а также инициатива местного исполнительного органа.
    Перевод может производиться по земельному участку, группе участков, массиву и т. д. Предварительно изучаются планово-картографические материалы, проекты землеустройства, мелиоративного строительства, почвенные. геоботанические изыскания, съемки, данные земельного кадастра, инвентаризации и др.
    Материалы по переводу сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой компонуются и передаются в районный орган по управлению земельными ресурсами для обобщения и соответствующих согласований. Затем материалы передаются в областной орган, который, обобщив материалы в целом по области, со своим заключением направляет их:


    • по переводу неорошаемой пашни в менее ценные сельхозугодья – в районный исполнительный орган для принятия окончательного решения;
    • по переводу орошаемой пашни в неорошаемые виды угодий – для согласования в центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами, который, согласовав материалы с соответствующими ведомствами, со своим заключением направляет в областной исполнительный орган для принятия окончательного решения по данному вопросу (ст. 98).

  28. Как предоставляются земельные участки для ведения крестьянских (фермерских) хозяйств?

    Предоставляются гражданам РК на праве частной собственности или праве временного возмездного землепользования, сроком до 49 лет, а для ведения отгонного животноводства на праве временного безвозмездного землепользования.
    Преимуществом пользуются граждане, которые будут вести хозяйство на основе личного трудового участия, обладающие специальными сельскохозяйственными знаниями, квалификацией, имеющие опыт и проживающие в данной местности.
    Заявление гражданина в местный исполнительный орган и приложенные согласованные материалы о местоположении выделяемого земельного участка являются основанием для предоставления ему права на земельный участок (ст. 101).

  29. Из каких категорий земель предоставляются участки для личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства?

    Гражданам РК для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства предоставляются в частную собственность земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сельских населенных пунктов и земель запаса.
    В свою очередь, собственники земельных участков вправе объединяться в простые товарищества, кооперативы (ст. 102).

  30. Каков порядок раздела земельного участка приватизируемых госсельхозпредприятий?

    Разделу подлежат (на условные земельные доли) сельскохозяйственные угодья в пределах границ землепользования приватизируемого госсельхозпрдприятия, за исключением:

    • земель, вошедших в черту населенных пунктов;
    • включенных в состав спецземфонда;
    • радиационно загрязненные, нарушенные и др., а также отгонного животноводства.
    Размер земельной доли рассчитывается в (га) путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий на число лиц, имеющих право на условную земельную долю.
    В балло-гектарах (балл бонитета почвы х на площадь) путем деления суммы балло-гектаров сельскохозяйственных угодий, на число лиц, имеющих право на условную земельную долю.
    Результаты определения размеров условной земельной доли и список лиц, имеющих право на нее, утверждаются решением общего трудового коллектива (протокол, утверждение в районном (городском) исполнительном органе). Затем оформляются свидетельства о праве на условную земельную долю (ст. 103).

  31. Что входит в потери сельскохозяйственного производства и каков порядок их возмещения?

    Изъятие сельскохозяйственных угодий для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством, вызывает его потери, которые подлежат возмещению в доход республиканского бюджета в целях сохранения сельскохозяйственного производства путем восстановления площадей сельскохозяйственных угодий и их качества. Эти потери возмещаются помимо убытков.
    Размеры потерь устанавливаются в составе землеустроительного проекта, который является основанием для принятия соответствующего решения местными исполнительными органами.
    Размеры потерь определяются исходя из нормативов, которые принимаются Правительством РК, исходя из затрат на обеспечение освоения новых земель или улучшение угодий до уровня производства сельскохозяйственной продукции на них в объеме не менее получаемого на изымаемых угодьях (ст. 105-106).

  32. Что включает в себя землеустройство, его проведение?

    Землеустройство включает и обеспечивает:

    • разработку республиканских, областных и региональных схем (проектов), зонирование земель и программ использования, улучшения и охраны земельных ресурсов;
    • составление проектов межхозяйственного землеустройства, отвод и установление границ, изготовление документов на право собственности и землепользования;
    • определение и установление на местности границ землепользований, разработку проектов рекультивации, проведение инвентаризации, проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, геоботанических и других обследовательских и изыскательских работ, составления тематических карт, атласов, и др.
    Землеустройство проводится по решению исполнительных органов, либо по ходатайству собственников земельных участков или землепользователей, а также по инициативе территориальных органов по управлению земельными ресурсами.
    Порядок и технология выполнения землеустроительных работ устанавливаются нормативно-правовыми актами, утвержденными центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами, которые обязательны для всех исполнителей землеустроительных работ.
    Согласованная в установленном порядке землеустроительная документация утверждается соответствующими инстанциями, изменения вносятся только с разрешения органа, утвердившего данную документацию. Исполнение проекта землеустройства включает: перенесение проекта на местность, освоение всех элементов проекта, оформление и выдачу землеустроительных материалов и документов (ст. 149-151).

  33. Что такое ГЗК, его содержание, кадастровое деление, земельно-кадастровая документация и порядок ведения?

    ГЗК – это система сведений о природном и хозяйственном положении земель РК.
    Организация проведения ГЗК в РК осуществляется центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами и его территориальными органами. Ведется ГЗК по единой системе на всей территории РК специализированными РГП, по отношению к которым центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами является органом государственного управления. Сведения ГЗК являются государственным информационным ресурсом. Единицей учета и хранения данных ГЗК является земельный участок, выделенный в замкнутых границах, закрепленный в установленном порядке за субъектами земельных правоотношений. По содержанию ГЗК включает такие виды работ:


    • формирование кадастрового дела земельного участка;
    • учет количества и качества земель;
    • учет собственников и землепользователей;
    • учет земучастков для целей госрегистрации;
    • государственную кадастровую оценку земель и бонитировку почв;
    • накопление, обработку и ведение банка данных о земучастках и их субъектах и др. на бумажных носителях и в электронном виде;
    • создание и ведение АИС ГЗК;
    • изготовление и ведение ЗК карт, в том числе и цифровых;
    • ведение ЗК книги и единого госреестра земель;
    • изготовление правоудостоверяющих документов.
    Осуществляется кадастровое деление территории РК с целью присвоения земучасткам кадастровых номеров. Единицей кадастрового деления являются учетные кварталы. Перечень кодов, присваиваемых областям, городам республиканского значения, районам и городам областного (районного) значения для целей формирования кадастровых номеров земучастков устанавливается Правительством РК. Формируется земельно-кадастровая документация, состоящая из базовой (земкадастровое дело, земкадастровая книга, единый госреестр земель и земкадастровые карты), периодически обновляемой и ежегодно составляемой.
    ГЗК ведется на бумажных носителях и может вестись с использованием электронных систем сбора, обработки и хранения информации. Порядок ведения ГЗК устанавливается законодательством РК (ст. 152-157).

  34. Мониторинг, задачи, ведение, использование информации

    Мониторинг земель – система базовых, оперативных, периодических наблюдений за качественным и количественным состоянием всего земфонда РК независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера использования земель.
    Задачи:


    • своевременное выявление изменений состояния земель, их оценка, прогноз и рекомендации;
    • информационное обеспечение ведения ГЗК, землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
    Организацию ведения мониторинга земель осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами. Порядок ведения и пользования его данными определяется Правительством РК (ст. 159-162).

  35. Каков порядок финансирования мероприятий по обеспечению осуществления земельных отношений?

    Работы, проводимые при установлении границ областей, столицы и городов республиканского значения, ведение ГЗК и мониторинга, составление паспортов земельных участков сельскохозяйственного назначения и др., проводимые по решению Правительства РК, финансируются из средств республиканского бюджета.
    Установление границ районов, городов областного, районного значения, сельских округов, поселков, зонирования земель, перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, земельно-хозяйственное устройство сельских населенных пунктов и др., проводимые по решению местных исполнительных органов, финансируются из местного бюджета.
    Заявки частных собственников земельных участков и землепользователей исполняются за счет их средств (ст. 163).

  36. Порядок взимания убытков

    Убытки, причиненные собственникам или землепользователям, подлежат возмещению в полном объеме за счет причинителя.
    При определении размера компенсации включаются:


    • рыночная стоимость земельного участка или права землепользования;
    • рыночная стоимость находящегося на участке недвижимого имущества, включая многолетне насаждения;
    • стоимость затрат, связанных с освоением участка;
    • упущенная выгода.
    Определение убытков, размер, сроки и формы их компенсации устанавливаются соглашением сторон (ст. 164-166).

  37. Земельные споры, ответственность за нарушение земельного законодательства

    Споры рассматриваются в судебном порядке. Физические и юридические лица, госорганы и их должностные лица, виновные в нарушении земельного законодательства, несут ответственность в порядке, установленном законодательными актами РК (ст. 167-168).

  38. Имеют ли право на выкуп земельного участка в частную собственность те, кому они переданы на праве временного землепользования, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельхозпроизводства?

    Имеют право на выкуп в установленном в земкодексе порядке (ст. 170).

  39. Как быть тем, кто передал свои земельные участки во вторичное землепользование (субаренду) для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельхозпроизводства?

    Обязаны до 1 января 2005 года расторгнуть договоры о вторичном землепользовании. В случае нереализации арендодателями указанных прав расторжения договоров о вторичном землепользовании и прекращения прав землепользователей осуществляются в судебном порядке (иск подают территориальные органы по управлению земельными ресурсами), а земельные участки изымаются и зачисляются в спецземфонд района (ст. 170).

  40. Как быть тем, кто ранее выкупил у государства право постоянного землепользования (долгосрочного) земельным участком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельхозпроизводства?

    Те, кто выкупил у государства право постоянного землепользования (право долгосрочного землепользования) земельным участком для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельхозпроизводства становятся собственниками земельных участков без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности в пределах норм земельных участков, установленных земкодексом (ст. 170).

  41. Как быть обладателю права на условную земельную долю, который ранее передал право в аренду?

    Обязаны до 1 января 2005 года реализовать это право путем совершения одного из действий:

    • выкупить земельный участок в частную собственность; получить во временное пользование общее или раздельное землепользование земельный участок для ведения самостоятельного ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и товарного сельхозпроизводства;
    • передать в качестве вклада в уставной капитал хозтоварищества, в оплату акций акционерного общества или в качестве взноса в производственный кооператив.
    При этом выделение земучастка в счет условных земельных долей осуществляется в порядке землеустройства (ст. 170).

  42. Как быть обладателю права на условную земельную долю передавшему во вклад в уставной капитал и т. д.?

    Он имеет права на выход из состава участников (членов) и на выдел (раздел) в натуре доли или пая, включая земельный участок (ст. 170).

  43. Как и где рассматриваются споры, связанные с правом на условную долю?

    Все споры этой проблемы рассматриваются в судебном порядке (ст. 170).

  44. Как быть тем, у кого имеются документы, удостоверяющие права на земельные участки, выданные до принятия кодекса?

    Сохраняют юридическую силу с учетом изменения прав на земельные участки, установленных земельным законодательством РК (ст. 170).

  45. Как и кто ведет ГЗК?

    Ведется по единой системы по всей территории РК специализированными республиканскими госпредприятиями, по отношению к которым центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами является органом госуправления (ст. 170).

  46. Кто и как осуществляется госконтроль за использованием и охраной земель?

    Госконтроль осуществляет центральный уполномоченный орган по управлению земельными ресурсами и его территориальные органы, а также иные уполномоченные органы в пределах их компетенции (ст. 145).

  47. Кто устанавливает порядок госконтроля?

    Правительство РК (ст. 145).

  48. Какие должностные лица осуществляют госконтроль за использованием и охраной земель?

    Главный госинспектор по использованию и охране земель – руководитель центрального уполномоченного органа по управлению земельными ресурсами.
    Главные госинспекторы по использованию и охране земель соответствующих административно-территориальных единиц.
    Государственные инспекторы по использованию и охране земель (ст. 146).

  49. Каков состав земель запаса?

    Все земли, не представленные в собственность или землепользование, находящиеся в ведении районных исполнительных органов.
    Земельные участки, на которых проводились испытания ядерного оружия, переводятся по решению Правительства РК в состав земель запаса (ст. 137).

  50. Каков порядок применения Кодекса?

    Кодекс применяется к земельным правоотношениям, возникшим после введения его в действие.
    Принятые до введения в действие Кодекса нормативно-правовые акты, регулирующие земельные отношения, применяются в части, не противоречащей принятому Кодексу (ст. 169).